ЗИС 5 белый московский
ЗИС 5 белый московский
«Захар» — машина уникальная. С историей её создания можно ознакомиться здесь же, полистав страницы нашего сайта. Поэтому позволю себе остановиться лишь на уральском этапе жизни нашего «Захара». Осенью 41-го года в Москве было объявлено военное положение и завод имени Сталина, на котором производился наш автомобиль, был эвакуирован в Ульяновск и Миасс. Поначалу на берегах уральского озера Тургояк наладили производство двигателей и коробок передач к ЗИС-5, а уже 8 июня 1944 года в Миассе развернулось широкомасштабное производство упрощенной модели «Захара» ЗИС-5В. Металлическим в трёхтонке остался двигатель, рама, передний и задний мосты, «крылья», капоты и радиатор. Передних тормозов у машины не было, а ночную мглу освещала лишь одна фара. Всё остальное, включая подножки, кабину и рулевое колесо, делалось из добротной уральской сосны.
Отгремели залпы второй мировой, страна медленно переходила на мирный лад, и в это время герцог Мальборо в Фултоне объявил СССР империей зла и пошёл на нас холодной войной. Уже к концу 1947 года США и их союзники объявили эмбарго на поставку в СССР так необходимых народному хозяйству России стратегических материалов. В этот список входил, в том числе, и холодный прокат. В условиях дефицита стали, грузовики для народного хозяйства, — как новых моделей, так и проверенных временем, — продолжали выпускать в смешанном железо-деревянном варианте. Новейшие по тем временам 51-е «газоны» с металлическими кабинами шли лишь в войска. Для гражданских нужд кабины «газонов» собирали из прессованной фанеры. Именно поэтому Совет Министров СССР принял решение не сворачивать производство упрощённых грузовиков в Миассе. Мало того, вышло постановление совмина о развёртывании крупносерийного производства газогенераторных вариантов автомобиля ЗИС-5В. Дело в том, что даже с низкооктановым бензином в стране, разорённый двумя войнами, были серьёзные проблемы. А вот с дровами Россия трудностей не испытывала. Вот и колесили за Уралом на вид хорошо знакомые «Захары» с огромным титаном, умостившимся в правой части и без того небольшой деревянной кабины. Водитель перед выездом натурально загружал в гандольерный генератор специально приготовленные деревянные чурки. В результате химического процесса из них выделялся горючий газ и машина, хоть и чихая, уверенно двигалась по разухабистым направлениям сибирской глубинки. В пробеге 2005 года мы встретили такой автомобиль под Красноярском. Его престарелый водитель как раз загружал титан своего «Захара» приготовленными чурочками. Он-то и рассказал нам, что странные пирамидки, разбросанные вдоль дороги Канск-Кемерово, — это его заправочные станции. В среднем газогенераторный «Захар» пробегает на дровах от 90 до 130 километров, в зависимости от массы груза. Вторую такую машину нам довелось увидеть на заводе-производителе, — в музее. Кстати, наш карданный вал, искалеченный приморским бездорожьем, нам заменили на кардан с заводского музейного экспоната газогенераторного «Захара». Подробнее about «Захар захарыч»