История железа

История камчатского «ЗИС-5В»

  • 27 апреля, 2015 - 20:29

Наш герой создан руками русских мужиков зимой 44-го на заводе уральского города Миасс. Наш «Захар» с частями 1-го Белорусского фронта дошёл до Берлина, возил кальсоны, мыло, махорку и водку, хлеб и тушёнку, а с фронта в тыл увозил раненных в боях православных и правоверных, иудеев и буддистов — советских воинов, добивавших в Германии гадину-нацистов.

Кагдато в дебрях на Ганалах

9 мая 1945 года пал третий рейх. Народы СССР и освобождённой Европы торжественно отмечали день своего освобождения. А Красная армия уже начала перебрасывать части и соединения на Дальний Восток, где  милитаристская Япония продолжала уничтожать миллионы жителей Китая, Индокитая и стран Океании. Верный своему союзническому долгу СССР объявил войну самураям. Наш «Захар» к этому времени влился в автомобильную семью автобата  22-й Краснознамённой Чапаевской дивизии, вместе с которой дошёл до Харбина, где участвовал в совместном параде победителей над империалистами.

После войны дивизию перебросили на Камчатку, а вместе с ней и нашего «Захара». СССР восстанавливал свою обороноспособность и уже в начале 50-х на смену трудяге «Захару» в войска пришли «Колуны».  Наш герой был уволен в запас и трудился теперь  в народном хозяйстве, — аж до начала 70-х годов.  Тут-то его, в конце концов, и выбросили на свалку истории: в бурные воды реки Авача. Подробнее about История камчатского «ЗИС-5В»

«Захар захарыч»

  • 27 апреля, 2015 - 20:21

ЗИС 5 белый московский ЗИС 5 белый московский

ЗИС 5 белый московский

«Захар» — машина уникальная. С историей её создания можно ознакомиться здесь же, полистав страницы нашего сайта. Поэтому позволю себе остановиться лишь на уральском этапе жизни нашего «Захара». Осенью 41-го года в Москве было объявлено военное положение и завод имени Сталина, на котором производился наш автомобиль, был эвакуирован в Ульяновск и Миасс. Поначалу на берегах уральского озера Тургояк наладили производство двигателей и коробок передач к ЗИС-5, а уже 8 июня 1944 года в Миассе развернулось широкомасштабное производство упрощенной модели «Захара» ЗИС-5В. Металлическим в трёхтонке остался двигатель, рама, передний и задний мосты, «крылья», капоты и радиатор. Передних тормозов у машины не было, а  ночную мглу освещала лишь одна фара. Всё остальное, включая подножки, кабину и рулевое колесо, делалось из добротной уральской  сосны.

Отгремели залпы второй мировой, страна медленно переходила на мирный лад, и в это время герцог Мальборо в Фултоне объявил СССР империей зла и пошёл на нас холодной войной. Уже к концу 1947 года США и их союзники объявили эмбарго на поставку в СССР  так необходимых народному хозяйству России стратегических материалов. В этот список входил, в том числе, и холодный прокат. В условиях дефицита стали,  грузовики для народного хозяйства, — как новых моделей, так и проверенных временем, — продолжали выпускать в смешанном железо-деревянном варианте. Новейшие по тем временам 51-е «газоны» с металлическими кабинами шли лишь в войска. Для гражданских нужд кабины «газонов» собирали из прессованной фанеры. Именно поэтому Совет Министров СССР принял решение не сворачивать производство упрощённых грузовиков в Миассе. Мало того, вышло постановление совмина о развёртывании крупносерийного производства газогенераторных вариантов автомобиля ЗИС-5В. Дело в том, что  даже с низкооктановым бензином в стране, разорённый двумя войнами, были серьёзные проблемы. А вот с дровами Россия трудностей не испытывала. Вот и колесили за Уралом на вид хорошо знакомые «Захары» с огромным титаном, умостившимся в правой части и без того небольшой деревянной кабины. Водитель перед выездом натурально загружал в гандольерный генератор специально приготовленные деревянные чурки. В результате химического процесса из них выделялся горючий газ и машина, хоть и чихая, уверенно двигалась по разухабистым направлениям сибирской глубинки. В пробеге 2005 года мы встретили такой автомобиль под Красноярском. Его престарелый водитель как раз загружал титан своего «Захара» приготовленными чурочками. Он-то и рассказал нам, что  странные пирамидки, разбросанные вдоль дороги Канск-Кемерово, — это его заправочные станции. В среднем газогенераторный «Захар» пробегает на дровах от 90 до 130 километров, в зависимости от массы груза. Вторую такую машину нам довелось увидеть на заводе-производителе, — в  музее. Кстати, наш карданный вал, искалеченный приморским бездорожьем, нам заменили на  кардан с заводского музейного экспоната газогенераторного «Захара». Подробнее about «Захар захарыч»

«Захар»: немного из истории.

  • 27 апреля, 2015 - 19:37

Захар. Лето 1941 года Захар. Лето 1941 года

Захар. Лето 1941 года

Первым отечественным крупносерийным грузовиком страны советов был московский АМО Ф-15. Освоив его производство, московское автомобильное общество и его генеральные директор Лихачёв  получил задание от наркома Тяжмаша Серго Ордженикидзе на модернизацию и расширение производства отечественных автомобилей, а также предложение подыскать подходящую модель для замены морально устаревающего грузовичка АМО. С этой целью в Америку была направлена делегация советских специалистов, которая выбрала для реализации амбициозных проектов 2 типа грузовиков. Первым стал автомобиль известнейшей фирмы Форд (кстати, вместе с лицензией производства был куплен целый завод, дошедший до наших времен как ОАО «ГАЗ») и никому не известный трёхтонный грузовичок фирмы «Аутокар».

Захар на льду Ладоги

Почему комиссия остановила свой выбор на никому неизвестном грузовике? Исходя из требований локализации производства (максимальное производство узлов и агрегатов будущего автомобиля должно было производиться в России), вышеупомянутый грузовик соответствовал советским условиям. Вот эту модель и определили для производства на московском автомобильном заводе. Отечественные конструкторы заново перелопатили конструкцию, оптимизировав его для сложных дорожных условий российской глубинки, некачественного топлива и неграмотного техперсонала.  Подробнее about «Захар»: немного из истории.