История первых двух марафонов. 2 часть. До Байкала

  • 27 апреля, 2015 - 21:57

Впереди... Впереди...

Впереди...

Выезд

Утро 26 апреля 2010 года выдалось на редкость солнечным и тёплым. Главная площадь столицы Камчатского края готовилась встретить участников торжественного представления сотрудников пожарной охраны и демонстрации техники и вооружения противопожарных сил Камчатского края.

Дело в том, что по роду своей деятельности, мне, как журналисту, необходимо находиться в гуще событий с самого начала. Именно поэтому прибыл на площадь к 9 утра. Как раз в разгар финальной стадии репетиции предстоящего действа. К этому моменту на площади находились только участники, большинство из которых я знаю лично. Соответственно, препятствий моему передвижению среди расчётов и самой спасательной техники никто не чинил.

Красно-белые машинки блестели в лучах весеннего солнца точно так же, как игрушечные модели из моего далёкого детства. С одной лишь только разницей: 40 лет назад я о них только мечтал, а теперь могу дотронуться до самой настоящей новенькой 50-метровой раздвижной лестницы (с помощью этого спасательного средства огнеборец может эвакуировать пострадавших с самых высоких зданий краевой столицы). В этом же ряду стояли новенькие КамАЗы, оборудованные по последнему слову техники. Но рассказ об этих удивительных средствах пожаротушения – тема другой статьи.

Я искал нашего с вами героя – «дедушку» отечественного автомобилестроения «Захара» — ЗИС- 5В, хозяином которого являюсь я — Андрей Маргиев. Дело в том, что в преддверии празднования 365-летия образования противопожарной охраны России мои друзья-огнеборцы обратились с предложением поучаствовать в театрализованном представлении (исторической части шоу). Для этого пожарным была необходима материальная часть времён Великой Отечественной войны.

На предложение я откликнулся с радостью и передал автомобиль огнеборцам. Было это в начале марта перед моей командировкой на «Юг». За эти почти 2 месяца служащие второй противопожарной части Петропавловск-Камчатского гарнизона ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю полностью разобрали и собрали видавший виды грузовичок. Ребята отреставрировали сгоревшую еще в 2005 году деревянную часть кабины, дооборудовали кузов машины необходимыми средствами пожаротушения. И покрасили целиком весь автомобиль. Но к 9 утра машину на площади я не обнаружил. Оказалось, что пожарные, опасаясь за судьбу редкого автомобильного экземпляра, перевезли его к месту представления в кузове трейлера. Машина стояла на бывшей автомобильной стоянке подле проходной Мехзавода. 

Заправка в пути Заправка в пути

Заправка в пути

Сделав круг почёта вокруг «Захара», щёлкнул несколько раз затвором фотоаппарата. Блестящая на солнце новенькой краской машина казалась чужой. Рядом никого – ни зевак, ни прохожих. И только я смотрел на своего «боевого коня» в прицел фотоаппарата. Невольно нахлынули воспоминания…

…Наши основные приключения с «Захаром» начались в августе  2005 года. Как я говорил выше, совершив 2 автопробега по просторам родной Камчатки, я решил отправиться в Брест, — туда, где началась Великая Отечественная война. Задача марш-броска была весьма проста – напомнить землякам и всей России о том, что Вторая Мировая война закончилась именно на Камчатке. Вооружившись знаниями истории родного края, с сувенирами и видео-программами «Комбат», созданными на базе ГТРК-Камчатка, отправились в путь.

Кроме «Захара» и меня в дальнюю дорогу убыли Валерий Шишкин – второй водитель «Захара», инженер-механик, Владимир Бирюков – водитель машины сопровождения, инженер-механик, Павел Журов – второй водитель машины сопровождения, видео-инженер и теле-хроникёр автопробега.

Отбыли мы из Петропавловска-Камчатского Морского торгового порта 8 августа в 23 часа. На теплоходе «Красногвардейск». Сухие строчки повествования опускают за рамками статьи огромное количество людей, земляков-камчатцев, участвовавших в подготовке, погрузке и отправке нашей маленькой экспедиции. Поэтому в двух словах: огромное спасибо всем тем, кто помогал. И еще большее спасибо тем, кто не мешал: поскольку документов на этот безусловно легендарный образец отечественного автомобилестроения как не было так и нет.

Я летаю, я в ... Я летаю, я в ...

Я летаю, я в ...

Экипаж теплохода «Красногвардейск» дал отдохнуть нам сутки после погрузки, а потом начались традиционные посиделки в формате «вопрос-ответ»: куда, зачем и почему? Для начала морякам предложил посмотреть видео-программы «Комбат». И уже к моменту прохождения пролива Лаперуза (между островами Хоккайдо и Сахалин) к вечернему чаю разгорелась дискуссия на тему войны, русских Курил, памяти и воспитания подрастающего поколения. К своему стыду ребята вспомнили о том, что Вторая Мировая война закончилась не 9 мая в Берлине, 2 сентября 1945 года на тех самых островах (мимо которых мы как раз и проходили), только после рассказа о целях нашего пробега. В общем, мы расставались с экипажем «Красногвардейска» закадычными приятелями, твёрдо уверенными, что необходимо устраивать подобные мероприятия хотя бы раз в 5 лет, что мы благополучно и делаем.

Пару слов о русской бескорыстности. Братва (русские моряки) на прощание снабдили нас провизией на 2 недели и соляркой на пол-пути хода. Мы особо не афишировали, но денег у нас было только до Новосибирска. Так что пробег наш поначалу выглядел чистой авантюрой.  Выехав за пределы порта, нанесли визит пограничникам Приморья, где «зелёные фуражки»  Дальнего Востока вручили нам реликвии для музея Брестской крепости. Это были гильзы с землей с места боёв у озера Хасан и иллюстрированные книжные издания, посвящённые служебно-боевой деятельности и истории пограничников Приморья.

Символ победы для музея Бреста Символ победы для музея Бреста

Символ победы для музея Бреста

Владивосток покинули воодушевлёнными. В этот же день прибыли в город Уссурийск на 206-й бронетанковый завод. Именно здесь руками энтузиастов под руководством старшего прапорщика Поддубного был восстановлен камчатский народный танк.

У штаба флота У штаба флота

У штаба флота

Из истории:  Летом 2004 года сотрудники противопожарной охраны Камчатского края, поддавшись на мои уговоры, передали мне же пожарную цистерну на базе танка Т-34. Появилась идея восстановить танк времен ВОВ до рабочего состояния. И, совершив переход из Петропавловска в Москву, участвовать в параде Победы 9 мая 2005 года. У проекта появилось множество критиков и откровенных недоброжелателей, поэтому реализовать задуманное удалось лишь частично. Власти города Петропавловска-Камчатского, согласившиеся на время передать памятник-танк с Комсомольской площади, были вынуждены отозвать своё разрешение под грубейшим давлением со стороны тогдашнего губернатора, подстрекаемого «деструктивными элементами». Памятник вернули на постамент. Но для начала пограничники провели реставрацию, демилитаризацию и консервацию машины (был наглухо закрыт нижний люк, через который в памятник проникали лица без определённого места жительства, справляя в нем нужду). Первая машина, противопожарный танк, благодаря усилиям пограничников и военных моряков Камчатки, был переправлен на уссурийский танкоремонтный завод. Здесь его восстановили, и уже 9 мая 2005 года он возглавил колонну боевой техники, прошедшей по Уссурийску. Теперь эта машина хранится в музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковном поселке Кубинка и каждое 9 мая принимает участие в парадах на Красной площади в Москве.

 Дороги Амурской области Дороги Амурской области

Дороги Амурской области

А тогда в августе 2005 года я стоял в середине заводского двора, и мой танк вальсировал по бетонным плитам, обдавая меня клубами едкого солярочного дыма. Я стоял и плакал и от злости, и от горя, и от радости… а может быть и от паров той солярки. Рядом стоял Сергей Поддубный и успокаивал меня как мог.

Вдоволь налюбовавшись металлическим чудом, народным танком Камчатки, наш экипаж целиком окунулся в текущие проблемы. После первого скоростного участка Владивосток-Уссурийск у «Захарки» вылезли некоторые механические дефекты. А именно: оборвалось иссохшееся от времени резиновое крепление выхлопной трубы, и так загремело кое-что по мелочи. «Дедушку» загнали в цех к Сереге, где его подшаманили и вместо иссохшейся 40-летней резинки, поставили дентфер, вырезанный из многослойной резиновой преграды, что обрамляют собой борта современных российских танков. К слову сказать, эта резиновая деталь до сих пор служит и не требует замены, а прошло уже без малого 10 лет!

Распрощавшись с Уссурийском и вновь обретёнными друзьями, залив у них же полные баки 76-го трофейного бензина (благо солярка нам была ещё не нужна), ушли в ночь на Хабаровск.  За Черниговкой случилось ещё одно несчастье. От недостатка смазки металлическая втулка шруцевого соединения карданного вала просверлила отверстие в его металлическом кожухе, и раскалённой звездой улетела в кювет. Этот момент запечатлел в объектив своей видео-камеры Паша Журов, чем, по сути, спас всю экспедицию. Втулку нашли и, доковыляв до ближайшей шиномонтажки, принялись лечить «дедушкин сустав». Здесь проявился весь творческий опыт инженеров-механиков автопробега Валеры и Володи.

Лопату не убирай, щя угольку подбросим, и рванём... Лопату не убирай, щя угольку подбросим, и рванём...

Лопату не убирай, щя угольку подбросим, и рванём...

Голь на выдумку хитра

Как отремонтировать то, что восстановить в принципе невозможно, а главное  нечем?

Предвидеть себе подобную сложную поломку на Камчатке было невозможно. А тут впереди ещё 12 тысяч километров и уже такая неприятность. Душная приморская ночь с комарами. Шашлычка. Рядом – шиномонтажка. Идиотский вопрос к аборигенам: «Мужики, у вас случайно сварочного аппарата нет?»  

— Ну есть где-то…

А где-то – это за шашлычкой в старом балке. Вытащили аппарат, включили попробовали. Работает!  

— А электроды есть? – спросили…  

— Наверное есть… Мы же из чего-то шампура делаем…

Вовка сразу предупредил аборигенов, что толстые нам не подойдут. Нам нужна «двоечка» или «троечка». Пока Валерка с ребятами из шиномонтажки настраивали сварочный аппарат, Володя из полупустой пачки выбирал необходимые электроды. Потом начали варить. То, что в предыдущих строках было названо сварочным аппаратом, представляло из себя унылое зрелище из 2 катушек, стоящих на деэлектричекой раме без кожуха и, соответственно, без реостата. Как следствие, отрегулировать электрическую дугу оказалось невозможным. И электрод постоянно «прилипал» к свариваемой поверхности. А в этот момент в посёлке гас свет. После пятого или шестого «залипа» с другой окраины деревни к месту ремонта подошла разъярённая толпа. Оказалось – свадьба. И у них в результате наших ремонтных действий постоянно выключалась музыка.  В общем, свадьба без караоке грозила перерасти в драку.  Но, увидев под мерцающим светом единственной работающей на стоянке лампы «дедушку Захара», народ как-то сразу протрезвел. Родители жениха и невесты вспомнили о том, что на такой же машине их в детстве катали родители, что их папы и мамы всю войну шоферили где-то там далеко на западе. Свекровь даже всплакнула. Кто-то притащил гармошку, и мы все вместе затянули «По долинам и по взгорьям»…

Амурские перегоны, август 2005 г. Амурские перегоны, август 2005 г.

Амурские перегоны, август 2005 г.

Через 3 часа ремонт закончили. Не очень трезвые, но счастливые, отправились в путь под одобрительные возгласы наших новых друзей сварщико-шашлычников и свадьбо-шиномонтажников.

К утру добрались до Хабаровска. Здесь вторично вылетел злополучный валик. Но мы нашли хорошее СТО, где более-менее в профессиональных условиях отремонтировали кардан. Переправившись через Амур по новому мосту, довольно быстро добрались до Биробиджана  — столицы Еврейской АО. Здесь переночевали в гостинице. Утром выехали в Читу, решив больше не останавливаться на ночлег в больших городах. Мы решили, а судьба распорядилась по-другому. Как только закончился пригородный асфальт, по до сих пор не выясненной причине, полыхнула деревянная кабина грузовика.

 

 На въезде в Хабаровск На въезде в Хабаровск

  На въезде в Хабаровск

В этот момент в кабине находились я и Шишкин. Перепугавшись не на шутку, принялись тушить возгорание проверенным мужским способом. Сбили пламя, до конца не загасив (по объективным причинам). Кабина продолжала тлеть. Вытащили последнюю бутылку минеральной воды. Пролили ещё раз. Горение продолжалось. К этому моменту нас догнал автомобиль сопровождения. Ещё 2 бутылки минералки Вовка вылил в кабину. Пожар оставил огромную дыру в полу кабины, но с лицевой стороны повреждений было практически незаметно. Кстати, после этого вспомнили, что в машине есть огнетушитель и тут же его нашли. Потянулись длинные вёрсты дальневосточного грейдера: Белогорск, Свободный, Шимановск, Сковородино…
 Спасатели Забайкалья Спасатели Забайкалья

  Спасатели Забайкалья

От посёлка до посёлка в среднем по 100–150 км. Фантастически пыльная дорога.Непередаваемая тряска и дикая усталость. Чтобы не уснуть, менялись с Валеркой через каждый час и орали друг другу какие-то песни, перебрав весь репертуар краснознамённого ансамбля им. Александрова и хора им. Верёвки. В это время на просторах Дальнего Востока развернулась грандиозная стройка дороги с асфальтовым покрытием Хабаровск-Чита. И нас приветствовали её строители. Порой очень экстравагантно. В первом случае экскаваторщик огромного «катерпиллера», подняв стрелу своей машины, махал нам в след ковшом. В другом – водитель самосвала «КамАЗ» поздно заметил нашу колонну и понял, что не успевает нас поприветствовать, стоя у двери кабины своего автомобиля. В пантомиме изобразил приветствие, как бы виртуально давя на клаксон своего руля. И победителем в череде приветствий оказался тепловоз, с которым мы повстречались, когда полотно гравийки вплотную подходило к рельсам железной дороги. Машинист так внезапно нажал на гудок, что мы даже остановились с перепугу. А железнодорожники, высунувшись из ветровых окон своего локомотива, долго махали нам фуражками. Уже в Сковородино прояснился факт подобных любезностей.
 Наши братья из Хабаровска Наши братья из Хабаровска

  Наши братья из Хабаровска

Оказывается, новости в глубинке расходятся гораздо быстрее, чем передвигается сам «Захар». И практически вся трасса Хабаровск-Чита уже знала и о нашем кардане, и о пожаре, и о том, зачем и куда мы едем. А главное все знали о том, что у нас нет в достатке солярки и бензина. А по сему народ помогал всем, чем мог. В Сковородино мы переночевали у пограничников. Следующий раз наши «тела» попали на мягкие койки и под струи тёплого душа уже в городе-герое Чите у тех же гостеприимных пограничников. 

Комментарии

Добавить комментарий